Пятница, 25.05.2018, 04:23
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ № 9 им.Н.К.Калашникова

Меню сайта
Телефон доверия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Сайт ГМУ

Калашников Николай Кузьмич


«... наши судьбы состоялись. У нас было много шансов на счастье, потому что готовили к взрослой жизни такие учителя как Николай Кузьмич Калашников…»

Говоря об истории образования в Высоцком,  нельзя не вспомнить об этом человеке, отличнике народного просвещения, заслуженном учителе РСФСР, кавалере ордена Ленина, учителе - Калашникове Николае Кузьмиче, проработавшем в народном образовании 44 года, из них 34 - директором Высоцкой школы. 

Николай Кузьмич Калашников родился 17.12.1918 г. в с. Ореховка в многодетной крестьянской семье. Мать, Анастасия Павловна, была неграмотной женщиной, но ласковой, нежной матерью. Отец, Кузьма Михайлович, мог читать, он хотел, чтобы его дети стали грамотными. Желание отца исполнилось. Пятеро детей стали учителями, среди них и Николай Кузьмич. 

Окончив 7 классов в Ореховке, он поступил в Петровский педагогический техникум. Учился с большим увлечением, показывая отличные знания. После окончания педагогического техникума вернулся в Ореховку и стал работать в школе, а по вечерам со взрослым населением - в "ликбезе".

Работая учителем, Николай Кузьмич почувствовал, что знаний маловато, и поступил в Ростовский пединститут на физико-математический факультет. Учился отлично, занимался научной работой, был Сталинским стипендиатом. Окончив институт с отличием, был рекомендован в аспирантуру, но отказался и уехал работать учителем математики в Цимлянское.

Началась Великая Отечественная война. Николай Кузьмич неоднократно добивался отправки на фронт, и только после четвёртой попытки  его призвали в действующую армию. После подготовки он попадает на Сталинградский фронт, где идут ожесточённые бои. В одном из боёв он был тяжело ранен и контужен. После госпиталя,  инвалидом II группы,  он был демобилизован и вернулся домой, в Ореховку. Поправив немного здоровье, стал работать в Ореховской школе математиком.


А с 12 января 1945 года был назначен директором Высоцкой средней школы. 


Молодой директор принял пять ветхих зданий. Три - для учебных занятий, два - для квартир учителей. В учебных зданиях окна до половины были забиты досками, а остальные остеклены. В зданиях для квартир совершенно не было ни дверей, ни окон.

Из школьной мебели сохранились довоенные некрашеные парты, несколько деревянных столов, один шкаф для учительской и стеллаж для учебных пособий.

Ученики первых военных лет (первый класс).
Сидоров Виталий, Филоненко Василий, Горейда Иван,
Бородина - Сурова Мария Антоновна и др.

Педагогический коллектив составлял 25 человек. Школа занималась в две смены. Отопление печное, освещение - керосиновыми лампами. Транспорта за школой закреплено не было. Силами родителей, учащихся и коллектива школы стали производить ремонт учебных зданий, а позже - квартир для учителей. Приобретали школьную мебель, учебное оборудование, создавали библиотечный фонд. 

Школа (на подвале) по ул. Советская

В 1948 г. Николай Кузьмич предложил педколлективу школы приобрести двух молодых бычков за средства учителей. Повозку дал колхоз (это была вторая пятилетка). В 1949 году в школе уже был свой транспорт. За быками ухаживал и обучал их работе Рубачев Кузьма Осипович. Кормили быков соломой, которую заготавливали коллектив школы и учащиеся. В выходные дни отправлялись на заготовки топлива для отопления школьных зданий. В 1951 году школа произвела обмен бычков на молодых лошадей. Теперь школа обзавелась настоящим транспортом. В районный центр на совещание, за зарплатой стали не ходить пешком, а ездить. С 1957 года наше село с районным центром было связано автобусным движение, колхозы стали иметь достаточно техники, и школа сдала лошадей в колхоз.

В 1964 году школа стала работать в новом здании с паровым отоплением.

Война наложила свой отпечаток на условия работы. Туго  было с учителями, с учениками, с отоплением - всё это на директорских плечах, всё это было как продолжение фронта, хотя на Ставропольской   земле уже стояли тихие дни.

Как-то Николай Кузьмич получил письмо от бывшего сокурсника по Ростовскому пединституту. Тот удивлялся: думал,  что Калашников всё же пошёл в аспирантуру, ему же так предлагали, потому что учился отлично, был именным стипендиатом. А в итоге - математик, директор захудалой сельской школы....

Как было объяснить, что школа стала всего дороже? Здесь начинается человек, все эти несмышленыши - Пети, Кати, Вовы, Наташи - будут в немалой мере такими, какими их воспитает, какую программу на всю жизнь заложит в них учитель. Пока это всего ростки. И на какой почве им крепнуть, расти, что впитают они в себя? Будут больше податливы свету ли, тени ли?  Всё от него зависит, как от садовника, который делает дело своими руками, умом, пытливостью.

Не знаем, что Николай Кузьмич ответил в своём письме, но рассуждал он так.

И много позднее, когда стал отличником просвещения, зас¬луженным учителем, был удостоен ордена Ленина, когда за советом, за опытом к нему приезжали не только секретари райкомов партии со всего Ставрополья, но и ректоры педагогических вузов страны, академики, - он и тогда не соглашался на работу "повыше", считая школу передним краем формирования человека, борьбы за него.

Изменить он себе не мог. И все эти 34 года не мог, не хотел прожить ни одного дня без вороха черновых дел, вне которых немыслим истинный руководитель педколлектива. Отпуска он себе не давал.

У Николая Кузьмича - директора школы, кроме хозяйственной деятельности, главным была учебно-воспитательная работа с детьми и работа с кадрами. По своей специальности он не имел больших трудностей, имел твердые прочные знания своего предмета, которые передавал своим ученикам.  Вел кружковую работу, где дети занимались решением задач повышенной трудности, моделированием, изготовлением схем, что тоже закрепляло знания и воспитывало любовь к предмету.

Большое внимание он уделял самообразованию. Оказывал методическую помощь коллегам по работе. Любил посещать уроки и воспитательные мероприятия. Старался отметить благородный труд учителя и прилежание учащихся. Всю свою жизнь отдал детям.

Получение награды за отличную учебу
из рук директора на новогоднем празднике

Николай Кузьмич занимается методической работой
с учителями школы

Считая одним из принципов педагогического руководства в формировании личности умение найти, увидеть перспективу в жизни детского коллектива, каждого школьника, организовать близкую и далёкую радость, сам Николай Кузьмич умел это по отношению и к ребятам и к педагогам, был беспокойным и надёжным другом для них.

Н.К. Калашников с внуками и учениками

И главное - во всей будничной, отнюдь не парадной работе, видел трудовую, гражданскую перспективу, судьбы многих своих питомцев. Вернее, сам делал перспективу этой работой и приучал их тоже достигать её день ото дня. Николай Кузьмич был организатором ученической бригады. Двадцать пять лет опекал её как самое дорогое и любимое детище. Трудно оценить тот вклад, который внёс этот человек  в организацию и в развитие ученической бригады "Юность». Именно им были заложены педагогические основы руководства бригадой, которая весной 1979 года получила высокое звание лауреата премии Ленинского комсомола, не раз была представлена на ВДНХ и занесена в Книгу почёта ЦК комсомола, получала Красное знамя крайкома партии и крайисполкома. Заслужить эти почести надо было, конечно, трудом. Именно содружество педагогики и труда позволило воспитать сотни пытливых, энергичных специалистов, руководителей. Всякий раз, перебирая в памяти сделанное за все годы, директор школы убеждался снова и снова: главное в воспитании - приобщить детей к полезному, доброму, увлечь их. У подростка, как утверждал Николай Кузьмич,  не должно быть столько свободного времени, чтобы он не знал, куда его девать, как его провести. Этого времени у него должно быть столько, чтобы "добежать"  от одного,  уже выполненного дела до другого, ещё более заманчивого. И задача педагогов - организовать такую насыщенную деятельностью жизнь подростка.   Ученической бригаде "Юность", в сущности, очень повезло. Ее организатором и главным наставником оказался человек, государственно мыслящий, очень уважаемый и авторитетный в Высоцком. Он лучше других знал, что родному селу нужен не просто труженик, а личность, творчески относящаяся к своему делу. Формировать это качество хорошо помогает школьное опытничество, и оно стало доминирующим направлением в ученической бригаде "Юность" чуть ли не с первых лет ее образования.

Скромный он был до того, что не поехал сам получать диплом о присуждении ученической производственной бригаде "Юность" премии   Ленинского комсомола.  Работе отдавался самозабвенно, обязательным был во всем, а говорить о себе, принимать похвалу в   свой адрес не любил.

Рядом все годы вместе с Николаем Кузьмичом была его жена, тоже учитель - Лидия Никитична. Сколько прошло высотчан  через их мудрые, умелые руки! Успехи тружеников села - ведь это дела, творения учеников разных лет Николая Кузьмича и Лидии Никитичны. Светлым лучом отложились в памяти сельчан мудрые наставники, отличные педагоги, образованнейшие люди - Калашниковы.

В учительском коллективе Николай Кузьмич также был непревзойденным авторитетом,   коллеги высоко ценили его человеческие и профессиональные качества, посвящали ему стихи.


Поэт в душе и математик,
Художник, астроном,
А физику он знает,
Как Ньютона Бином.

Он химик и чертежник,
Еще он одарен
С людьми работать дружно,
И всяк им озарен.

Он даст совет в учебе,
Работе и в беде.
Поможет, если трудно,
Найдет подход к тебе.

На съезд он ездил с думой,
Как труд с учебой слить,
Чтоб школьник мог профессию
Любую получить.

Немало математиков
Из школы вышло в жизнь.
Ракетчики и летчики
Поднялись в небо, ввысь.

Он сорок лет работает
И учит коллектив,
Учителей наставник он,
Ведет вперед актив.

За подвиг ратный и в труде
Пришла от Родины награда.
Как в дни войны к Победе шел
В степях холодных и горячих Сталинграда.

А дома – милый дедушка,
Жене – помощник первый.
И дочери, и сыну –
Опора в жизни верная.

Талант в его расцвете –
Сегодня  шестьдесят.
Проблемы, затрудненья –
Их надо разрешать.

Желаем мы здоровья,
Успехов впереди,
Прожить еще лет двести,
Всегда вперед идти.

/Комарова К.С. 17 декабря 1997г.
ко дню рождения Н.К. Калашникова/



Выпускники прошлых лет вспоминают о Николае Кузьмиче так : «…Приходя на уроки, которые он вел, особенно в старших классах, мы становились богаче душой и сердцем. Пример для мальчишек, кумир, справедливый и мудрый учитель, он умело связывал  нашу школьную  жизнь с будущей, взрослой.  Мы, выпускники  всех лет обучения Высоцкой школы, благодарны всем учителям и в первую очередь Николаю Кузьмичу за то, что наши судьбы состоялись. У нас было много шансов на счастье, потому что нас готовили к взрослой жизни такие учителя, как он…»  «... Он удивлял всех сельчан энергией, неуспокоенностью: и лекции в колхозе, и заседания в парткоме, и заботы об ученической бригаде, и строительство школы, и методическая работа. Он не прощал безответственности, но и с себя спрашивал по самому большому счету. Самой долгой памятью о любимом учителе будут наши правильные дела, наш добросовестный труд на благо людей. Образцом  мужского поведения был для нас наш любимый учитель. Горько писать слово - "был". Мы помним,  любим своего школьного наставника,  стараемся подражать ему и сейчас.  Это был эталон порядочности, образец для подражания. Другого образца у нас не было, и мы благодарим своего учителя за это. Да, запоздалая благодарность, но ведь труд учителя тем и отличается от труда всех остальных людей, что семена, посеянные учителем в школе, прорастают всю жизнь..."



Электронный журнал
Олимпиады
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz