Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Описание модели ученического самоуправления в МКОУ СОШ №9 им. Н.К.КалашниковаОписание модели ученического самоуправления в МКОУ СОШ №9 им. Н.К.Калашникова В толковом словаре ученическое самоуправление трактуется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление - это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни (Н.П. Капустин), это один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. (В. Григорьев). Нами самоуправление рассматривается как один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Самоуправление предполагает, что его члены обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу. Развитие личности в школе идёт по двум взаимосвязанным линиям, обозначенным как «со-» и «само-». Под «со-» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от соуправления к «само-» - самоуправлению. Под «само-» понимается самовыражение, самодеятельность. самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования. В таких условиях ребята, как правило, имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности и проявить себя.
Цель ученического самоуправления
Данные цели решаются через реализацию следующего ряда задач
Основные принципы самоуправления
Данные принципы позволяют через коллективное планирование, коллективную деятельность, коллективное подведение итогов принять участие в управлении делами класса и школы. В ходе организации, исполнения и анализа своей деятельности учащиеся проявляют инициативу, принимают решения и реализуют их в интересах своего класса или школы. Ученическое самоуправление позволяет сделать процесс воспитания гуманным, демократичным, так как предполагает признание прав и обязанностей учащихся, органов самоуправления, учет интересов и потребностей каждого члена коллектива. Оно формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена.
Функции самоуправления 1) Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей, социум). 2) Адаптационная (адаптация к социальным условиям). 3) Функция защиты прав и свобод каждого. 4) Коммуникативная. 5) Регулятивная. 6) Воспитательная.
Принципы построения школьного самоуправления Педагогическое руководство. Самоуправление не означает предоставить детей самим себе. Педагогическое руководство - обязательное условие развития ученического самоуправления. На практике это означает наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления, педагог - консультант учит ребят выполнять инструктивно методическую функцию, курирует деятельность самоуправления, при необходимости оказывает помощь. В классе педагогическое руководство осуществляет классный руководитель, на школьном уровне закрепленные педагогическим советом педагоги. Предметность деятельности. Это основной принцип существования органов самоуправления: есть деятельность - есть орган самоуправления, нет деятельности - нет органов самоуправления, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива. Единое планирование. В школе создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса. Выборность органов самоуправления. В одни органы его члены могут избираться, а в другие входить согласно Положению об ученическом самоуправлении. Сменяемость функций. Сменяемость функций руководства и подчинения сроком в один-два года, сменяемость видов деятельности в те же сроки, в классном самоуправлении эти сроки могут быть короче. Построение самоуправления. Построение пирамиды самоуправления строится снизу вверх. Участие. Участие всех учащихся в системе самоуправления (принцип демократизма) Согласие. Разногласия могут проявляться до принятия решения. До принятия решения необходимо находить и общие точки соприкосновения разных идей, выстраивать общее решение. После принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.
Организационный блок
Ученическое самоуправление в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №9 имени Николая Кузьмича Калашникова представлено административно-игровой моделью «Демократическая республика» Школьная демократическая республика (далее - ШДР) «ШАНС» - добровольная, общественная, неполитическая организация, которая имеет свой флаг, герб, гимн. Гражданами республики являются учащиеся с 1 по 11 класс и учителя. Органы ученического самоуправления формируются на демократической, альтернативной, выборной основе. Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция, которая созывается 1 раза в конце года. Главным координирующим органом ученического самоуправления между конференциями является Парламент. Для определения органов ученического самоуправления выделены ведущие направления деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное время, в том числе и в системе дополнительного образования: интеллектуально-познавательная, шефская, коллективно-творческая, спортивно-оздоровительная, информационная, трудовая и общественная, нравственно – правовая деятельность. Организационной основой самоуправления являются планы работы. Формами деятельности являются заседания, мероприятия (смотры, акции, проекты, фестивали, рейды, ярмарки, КТД и др.).
Структура ученического самоуправления школы В школе функционирует четырехуровневая структура самоуправления (индивидуальный, первичный коллектив, коллектив школы и общешкольные органы). Взаимосвязи структурных единиц представляемой модели определяются местом в иерархии схемы и направлением связывающих их стрелок. 1 уровень – индивидуальный Педагогические задачи:
Каждый ученик школы имеет право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как школьного, так и классного. 2 уровень – уровень первичного коллектива Педагогические задачи:
Все учащиеся школы являются членами классного коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Из представителей составляется актив класса. Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание класса, которое собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще. Актив класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем, который представляет интересы педагогического коллектива и классным родительским комитетом. 3 уровень – уровень ученического коллектива школы Педагогические задачи:
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Президент – глава ШДР «Шанс». Главным законодательным органом является Парламент, который собирается 1 раз в месяц. Он состоит из обучающихся 8-11-х классов. Исполнительным органом является Правительство (8-11кл.), которое собирается 1 раза в две недели. Высшим органом является Ученическая Конференция – общее собрание учащихся, которое собирается 1 раз в конце года, для решения вопросов жизни ученического коллектива. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с педагогом-организатором, заместителем директора по воспитательной работе, представителями педагогического и родительского коллективов. 4 уровень - школьное самоуправление Педагогические задачи:
Высшим органом школьного самоуправления является Управляющий совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива, педагогов, родителей и представителей общественности.
Содержание и формы работы ученического самоуправления Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами. Создание действенных органов самоуправления, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, способствует формированию у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщению ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Системообразующей деятельностью ученического самоуправления является социально-значимая деятельность школы. Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все обучающиеся класса входили в тот или иной орган. В 5-11 классах преобладает административная модель самоуправления. Рабочие органы называются на уровне класса отделами, на уровне школы – министерствами правопорядка, образования, культуры, рекламы и информации, спорта и здоровья, труда и социальной защиты, по делам молодёжи. У каждого члена органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание. С целью привлечения детей к самоуправленческой деятельности в начальных классах, наряду с традиционными формами, присутствуют и игровые модели: -Староста - человек, который знает всё, что происходит в классе: кто и как учится, кто дежурит, у кого день рождения - Знайка следит за успеваемостью, за выполнением домашнего задания, помогает «слабым» - Самоделкин следит за сохранностью школьного имущества -Санитар следит за состоянием здоровья обучающихся, за чистотой рук, владеет приёмами первой медицинской помощи -Цветовод ухаживает за цветами в классе -Физорг помогает в организации спортивных мероприятий, проводит физкультминутки, организует отдых на перемене -Умницы - девочки, обучающиеся в классе -Умники- мальчики, обучающиеся в классе Вся деятельность планируется самими учащимися, основываясь на традициях школы, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне. Работу школы по каждому направлению организуют представители соответствующих министерств, им помогают педагоги. КТД расширяют возможности межвозрастного общения, создают особый дух школы:
Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов.
Основные законы коллектива
Кодекс чести старшеклассника
|
Поиск
Календарь
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||