Вторник, 25.09.2018, 20:08
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ № 9 им.Н.К.Калашникова

Меню сайта
Телефон доверия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Сайт ГМУ

Описание модели ученического самоуправления в МКОУ СОШ №9 им. Н.К.Калашникова

Описание модели ученического самоуправления в МКОУ СОШ №9 им. Н.К.Калашникова

В толковом словаре ученическое самоуправление трактуется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление - это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни (Н.П. Капустин), это один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. (В. Григорьев).

Нами самоуправление рассматривается как один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Самоуправление предполагает, что его члены обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу. Развитие личности в школе идёт по двум взаимосвязанным линиям, обозначенным как «со-» и «само-». Под «со-» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от соуправления к «само-» - самоуправлению. Под «само-» понимается самовыражение, самодеятельность. самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования.

В таких условиях ребята, как правило, имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности и проявить себя.

 

Цель ученического самоуправления

  • Привлечение обучающихся к сотрудничеству и сотворчеству в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации своих гражданских прав на участие в управлении делами  своей  школы. 
  • Воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей.
  • Расширение лидерского и гуманитарного опыта детей и подростков.

 

Данные цели решаются через реализацию следующего ряда задач

  • Предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса
  • Формировать основные социальные компетенции, необходимые современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем.
  • Воспитать у обучающихся положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни.
  • Развивать у школьников  творческие способности, навыки лидерского поведения,  организаторские способности, чувство ответственности, инициативы, самостоятельности.

Основные  принципы самоуправления

  • Принцип чередования творческих поручений. Поручения регулярно меняются, а ребята на основе демократических выборов переходят из руководящего состава в рядовой и наоборот, появляется опыт работы по определённым направлениям.
  • Принцип  опоры на микро коллективы, создаваемые как по возрастным особенностям, так и по интересам.
  • Принцип вариативности - право на выбор добровольного участия в деятельности, общешкольных мероприятиях.
  • Принцип успешности - право, гарантирующее возможность каждого на успех.
  • Принцип самоуправляемости - право на самоорганизацию и самопознание, на самоопределение и самореализацию.
  • Принцип комфортности - право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях.
  • Принцип коммуникативности - право расширять круг делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.
  • Принцип рекреативности - право ребёнка на отдых, игру и развлечения.
  • Принцип непрерывности - право на непрерывный творческий рост.

Данные принципы позволяют через коллективное планирование, коллективную деятельность, коллективное подведение итогов принять участие в управлении делами класса и школы. В ходе организации, исполнения и анализа своей деятельности учащиеся проявляют инициативу, принимают решения и реализуют их в интересах своего класса или школы.

Ученическое самоуправление позволяет сделать процесс воспитания гуманным, демократичным, так как предполагает признание прав и обязанностей учащихся, органов самоуправления, учет интересов и потребностей каждого члена коллектива. Оно формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена.

 

Функции самоуправления

1) Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей, социум).

2) Адаптационная (адаптация к социальным условиям).

3) Функция защиты прав и свобод каждого.

4) Коммуникативная.

5) Регулятивная.

6) Воспитательная.

 

Принципы построения школьного самоуправления

Педагогическое руководство. Самоуправление не означает предоставить детей самим себе. Педагогическое руководство - обязательное условие развития ученического самоуправления. На практике это означает наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления, педагог - консультант учит ребят выполнять инструктивно методическую функцию, курирует деятельность самоуправления, при необходимости оказывает помощь. В классе педагогическое руководство осуществляет классный руководитель, на школьном уровне закрепленные педагогическим советом педагоги.

Предметность деятельности. Это основной принцип существования органов самоуправления: есть деятельность - есть орган самоуправления, нет деятельности - нет органов самоуправления, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива.

Единое планирование. В школе создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.

Выборность органов самоуправления. В одни органы его члены могут избираться, а в другие входить согласно Положению об ученическом самоуправлении.

Сменяемость функций. Сменяемость функций руководства и подчинения сроком в один-два года, сменяемость видов деятельности в те же сроки, в классном самоуправлении эти сроки могут быть короче.

Построение самоуправления. Построение пирамиды самоуправления строится снизу вверх.

Участие. Участие всех учащихся в системе самоуправления (принцип демократизма)

Согласие. Разногласия могут проявляться до принятия решения. До принятия решения необходимо находить и общие точки соприкосновения разных идей, выстраивать общее решение. После принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.

 

Организационный блок

 

Ученическое самоуправление в муниципальном казённом  общеобразовательном  учреждении средней общеобразовательной школе №9 имени Николая Кузьмича Калашникова представлено административно-игровой моделью  «Демократическая республика»

Школьная демократическая республика  (далее - ШДР) «ШАНС» - добровольная, общественная, неполитическая организация, которая имеет свой флаг, герб, гимн. Гражданами республики являются учащиеся с 1 по 11 класс и учителя. Органы  ученического  самоуправления   формируются на демократической, альтернативной, выборной основе. Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция,  которая созывается 1 раза в конце года. Главным координирующим органом ученического самоуправления между конференциями является Парламент.

Для определения органов ученического самоуправления выделены ведущие направления деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное  время, в том числе и в системе дополнительного образования: интеллектуально-познавательная, шефская, коллективно-творческая, спортивно-оздоровительная, информационная, трудовая  и общественная, нравственно – правовая деятельность.

Организационной основой самоуправления являются планы работы.  Формами деятельности являются заседания, мероприятия (смотры, акции, проекты, фестивали, рейды, ярмарки, КТД и др.).

 

                            Структура ученического самоуправления школы

В школе функционирует четырехуровневая структура самоуправления  (индивидуальный, первичный коллектив, коллектив школы и общешкольные органы).

Взаимосвязи структурных единиц представляемой модели определяются местом в иерархии схемы и направлением связывающих их стрелок.

1 уровень – индивидуальный

Педагогические задачи:

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей.
  • Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.
  • Воспитание ответственности за порученные дела.
  • Обеспечение отношений сотрудничества между  учителями и учащимися.

Каждый ученик школы имеет право избирать и быть избранным в  органы    ученического     самоуправления      с  учетом    личного    желания     и  рекомендации  классного  коллектива,  а  также  проявлять  инициативу  при  проведении любого дела, как школьного, так и классного.                                                      

2 уровень –   уровень первичного коллектива

Педагогические задачи:

  • Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.
  •  Воспитание ответственности за порученные дела.
  • Расширение форм досуга молодёжи.
  • Оценка результативности деятельности ученического самоуправления  в классе.

Все  учащиеся  школы  являются  членами  классного  коллектива,  поэтому  основные  вопросы,  связанные  с  жизнедеятельностью,  решаются  в  первичном  коллективе.  Из представителей составляется актив класса. Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание  класса, которое собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще. Актив  класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. На   этом   уровне    ученическое     самоуправление      взаимодействует  непосредственно с классным руководителем, который представляет интересы  педагогического   коллектива   и   классным   родительским   комитетом.                                                                                                                  

3 уровень – уровень ученического коллектива школы

Педагогические задачи:

  • Помощь в планировании, организации и последующем анализе общественных мероприятий по различным направлениям деятельности.
  • Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
  • Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
  • Помощь в организации шефской работы.
  •  Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, села, района, Отечества.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Президент – глава ШДР «Шанс». Главным   законодательным   органом   является   Парламент,  который  собирается  1  раз  в  месяц. Он состоит из обучающихся 8-11-х классов.  Исполнительным органом является  Правительство (8-11кл.), которое  собирается 1  раза в две недели.  Высшим      органом   является   Ученическая     Конференция     –  общее  собрание  учащихся,  которое  собирается  1 раз  в  конце года,  для  решения вопросов жизни ученического коллектива. На   этом    уровне   ученическое    самоуправление     взаимодействует  непосредственно   с   педагогом-организатором,   заместителем   директора   по   воспитательной  работе,   представителями педагогического  и родительского коллективов.

 4 уровень  - школьное самоуправление

Педагогические задачи:

  • Разработка предложений ученического, педагогического, родительского коллективов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
  • Оценка результативности деятельности школы.
  • Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, села, района, Отечества.

Высшим органом  школьного самоуправления является Управляющий совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива, педагогов,  родителей и представителей  общественности.

 

Содержание и формы работы ученического самоуправления

Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами. Создание действенных органов самоуправления, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, способствует формированию у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщению ученического коллектива и каждого  школьника к  организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Системообразующей деятельностью ученического самоуправления  является социально-значимая деятельность школы.  Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • интеллектуально-познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,  диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация;
  • спортивно-оздоровительная деятельность -  организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований,  дней  здоровья;
  • коллективно-творческая деятельность  - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
  • шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
  • информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;
  • трудовая и общественная - организация и проведение трудовых операций, организация дежурства по школе,  акций милосердия и заботы о нуждающихся (ветеранах, стариках, инвалидах), защитой прав и интересов граждан.
  • нравственно-правовая – контроль за посещаемостью и порядком, защита прав и интересов граждан республики, урегулирование конфликтных  ситуаций.

         Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все обучающиеся класса входили в тот или иной орган. В 5-11 классах преобладает административная модель самоуправления. Рабочие органы называются на уровне класса отделами, на уровне школы – министерствами  правопорядка, образования, культуры, рекламы и информации, спорта и здоровья, труда и социальной защиты, по делам молодёжи. У каждого члена органов самоуправления есть свои обязанности.

 Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.

         С целью привлечения детей к самоуправленческой деятельности в начальных классах, наряду с традиционными формами, присутствуют и игровые модели:

-Староста - человек, который знает всё, что происходит в классе: кто и как учится, кто  дежурит, у кого день рождения

- Знайка следит за успеваемостью, за выполнением домашнего задания, помогает «слабым»

- Самоделкин следит за сохранностью школьного имущества

-Санитар следит за состоянием здоровья обучающихся, за чистотой рук, владеет приёмами первой медицинской помощи

-Цветовод ухаживает за цветами в классе

-Физорг помогает в организации спортивных мероприятий, проводит

физкультминутки, организует отдых на перемене

-Умницы - девочки, обучающиеся в классе

-Умники- мальчики, обучающиеся в классе

Вся деятельность планируется самими учащимися, основываясь на традициях школы, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне. Работу школы по каждому направлению организуют представители соответствующих  министерств, им помогают педагоги.

КТД расширяют возможности межвозрастного общения, создают особый дух школы:

  • Праздник первого звонка;
  • День школьного самоуправления;
  • Осенний вернисаж;
  • Выборы и инаугурация Президента;
  • Встреча выпускников;
  • Смотр строя и песни;
  • Выпускной вечер;
  • Вечер памяти Н.К.Калашникова, имя которого носит школа;
  • Новогодний калейдоскоп;
  • Зарница;
  • Весна, улыбки и цветы;
  • Благотворительный концерт;
  • Итоговый праздник «Восхождение к успеху» и т.д.

Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов.

 

Основные законы коллектива

  • Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
  • Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях!
  • Закон милосердия: Тебе хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
  • Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!
  • Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали — уважай человеческие достоинства других!
  • Закон свободы: Каждый человек, хочет быть свободным, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека!
  • Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!
  • Закон человека: Нельзя оскорблять человека ни словом, ни действием.
  • Закон зелёного друга: Береги и изучай природу!
  • Закон «00»: Не заставляй себя ждать. Точность — прочность коллектива. Береги чужое время!
  • Закон трёх «сами»: Сами ищем дело, сами планируем и осуществляем его, сами подводим итоги.

 

Кодекс чести старшеклассника

  1. Честь - это нравственное достоинство человека, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть.
  2. Честь и достоинство - величайшие ценности. Ими измеряются уровень и степень развития личности, её сила и своеобразие.
  3. Честь и достоинство не даются нам от природы, они результат длительного самостроительства и самовоспитания. Хочешь быть назван человеком чести - будь им.
  4. Человек чести имеет высокие убеждения и твердые принципы. Он руководствуется идеалами, он не подражает большинству только потому, что оно большинство, а сохраняет среди людей свою индивидуальность.
  5. Человек не может жить один, но жить за счет других бесчестно и безнравственно.
  6. На несчастии людей своего счастья не построишь.
  7. Школа - наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров и судеб. Честь школы складывается из личных достоинств каждого. Дорожи честью школьного братства, как своей собственной.
  8. Мы почитаем святыни Отечества, уважаем историю своего народа и своих предков, защищаем ценности своего школьного коллектива, укрепляем и развиваем его традиции.
  9. Среди людей чести всегда высоко ценятся ум, образованность, интеллигентность. Человек постоянно стремится к знаниям, потому что он человек. Ему важна гармония ума и чувства, слова и дела.
  10. Уровень развития личности хорошо проявляется во взаимоотношениях полов. В нашей школе отношения юношей и девушек регулируются критериями искренности и моральной чистоты, чести и достоинства.
  11.  Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком чести.
  12.  Если есть силы и решимость - улучшай жизнь, нет - оставайся, по крайней мере, порядочным человеком.
  13.  Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко, как честь.

См. документ до конца >>>

 

 

Электронный журнал
Олимпиады
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz