Четверг, 16.08.2018, 09:11
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ № 9 им.Н.К.Калашникова

Меню сайта
Телефон доверия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Сайт ГМУ

Педагогический опыт

 

Педагогический опыт
Тычининой Ирины Васильевны,
учителя английского языка
высшей квалификационной категории
.

СЛАЙД   1-2  Начну с мыслей мудрых. В этих высказываниях вы не найдёте прямого указания на знания, педагогику или ученика, но в них такая глубина, значимость и масштабность определения нашей жизни и знания как результата вечных поисков истины. «Истина есть источник жизни, - говорил Павел Флоренский, - Я задыхался от неимения истины… это было томительное висение между знанием, которое есть, но не нужно, и знанием, которого нет…». 

Честно говоря, я не строила грандиозных планов, когда выбирала свой путь, но сейчас проработав в школе 15 лет, знаю точно, что это важная, нужная и интересная роль  - готовить маленького человека к жизни.

СЛАЙД 3   Своим старшеклассникам я говорю: вы боитесь Самостоятельности, стремитесь к разжёванной и разложенной строго « по полочкам» информации, Неопределённость информационного поиска,  чистый лист бумаги перед написанием сочинения пугают вас?

Значит, вы обладаете интеллектуальными способностями, позволяющими справиться с учебными задачами на уроке английского языка. Я хочу видеть вас способными оригинально мыслить, самостоятельно прокладывать пути.

Определение «Мой английский» пусть станет вашей позицией на пути его изучения. Помните:

Право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Образование не достигает точки насыщения. Будьте жадными к познанию и саморазвитию!

Знания должны стать инструментом, а это значит: надо искать условия и границы применимости их , преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

Адекватность самооценки пусть соответствует истинному уровню личностного роста

В настоящее  время одной из основных задач, помимо формирования у  школьников прочных основ для дальнейшего успешного изучения иностранного языка, считается  формирование устойчивого  интереса к его изучению.

Еще недавно для многих моих учеников единственным мотивом изучения английского языка было получение оценки.

Меняется жизнь - изменилось и отношение  к предмету  английский язык. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия  мира, прелесть путешествия без переводчика, общение со сверстниками из англо-говорящих стран, возможность и целесообразность ведения совместного международного бизнеса, пользование Интернетом.

К сожалению, изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка.

Имея многолетний опыт преподавания английского языка, я пришла к выводу, что лингвострановедческий материал являлся сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков.

СЛАЙД 4   Именно по этой причине, уже несколько лет работаю над темой по самообразованию «Обучение английскому языку средствами лингвострановедческого материала».

Считаю возможным выделить несколько преимуществ обучения английскому языку средствами лингвострановедческого материала

На основе анализа литературы и личного опыта я обозначила следующие варианты применения лингвострановедческого материала в преподавании английского языка.

СЛАЙД 5  Уроки  строю  так,  чтобы  ученик  проявил  свои  умственные  возможности,  почувствовал  заинтересованность  в  совершенствовании  своих  индивидуальных  способностей. Учебный  материал  предлагаю  по  модели  пройденное + данное   +  новое.

Примером  может  служить  тема  в 9  классе «У карты мира»,   при обучении устной речи, чтению. Самые сильные ребята играют  роль представителя одной из стран и готовят сообщения о «своей» стране, о проблемах, которые там есть. Другие ученики готовят вопросы к ним по проблемам: политика, экология (состояние лесов, рек, экологические проблемы), мероприятиях по охране окружающей среды, (4 вопроса разного типа:  общий, специальный, альтернативный, разделительный). Готовясь к этим урокам, учащиеся не только овладевают языковым, страноведческим материалом, умениями ознакомительного, изучающего, поискового чтения, но и развивают умение рассказывать об определенных фактах, событиях.

СЛАЙД 6       Другим примером является  урок «Моя будущая карьера» в 11 классе. В  процессе изучения  темы  выяснилось,  что некоторые выпускники рассматривают карьеру президента, как одну из вполне реальных в настоящее время.  При изучении этой темы старшеклассникам был интересен  вопрос  президенства  в  Америке. В связи с этим им было дано  задание  подготовить  выступления  на  темы  «Знаменитые  президенты  США. Материал  получился   интересным, так  как был  связан  не  только  с  получением  информации  на  английском  языке  из  языковых  источников,  но  и с  переводом  газетных  статей   с  русского  языка  на  английский,  что  способствовало  совершенствованию    навыков  перевода, обогащению  лексико-грамматического  словаря.

СЛАЙД 7  При  обучении  страноведческому  материалу в  качестве  основных  мы изучаем следующие блоки: география, обычаи, традиции народов, выдающиеся люди, система образования, классическая (народная) музыка, фольклор, достопримечательности, проблемы  молодёжи, мода, досуг.

На уроках я стараюсь использовать различные формы организации деятельности детей:

- Индивидуализированную — рефераты, доклады;

- Индивидуальную — выполнение различных видов упражнений;

- Групповую — работа в парах и по 3-4 человека в группе;

- Коллективную — для работы по выполнению упражнений по аудированию, чтению, письму, переводу текстов, а также для решения кроссвордов.

СЛАЙД 8  Какие  же применяются методы работы  со страноведческим материалом? На слайде представлены основные технологии, и методы и работы, которые я применяю в своей работе. СЛАЙД 9 Большой интерес представляет собой, так называемая, «Паспортизация ключевых слов».

 Этот метод использую при обучении чтению. На доске пишется ключевое слово или словосочетание, например, "Washington,  DC".

Ученики чертят таблицу в тетрадь, внимательно читают текст. Во 2-ю колонку выписывают единицы информации, звёздочками отмечая лингвострановедческие реалии. В 3-ю колонку под моим руководством ученики выписывают словосочетания, которые встречаются в рассматриваемом предложении. В 1-ю колонку школьники самостоятельно помещают лексику по теме. Позднее такая работа может проводиться самостоятельно.

         Данный вид работы способствует развитию исследовательских навыков в лингвострановедении.

В неотрывной связи использую «Метод объяснения», который в то же время выступает  и как средство обучения.

Чтобы дети не только не забыли, но и закрепили усвоенный материал, им предлагаются  разного вида упражнения. Например, когда шел рассказ об особенностях Британского образования  в целом, встречалось очень много реалий, которые тщательно объяснялись на родном языке (tutor – руководитель группы студентов, наставник, mays – майские экзамены, this job was a piece of cake – это очень легкая работа и т.д.). На доске были написаны словосочетания, содержащие эти реалии, но на английском языке. И по значению реалии дети пытались догадаться о значении всего словосочетания. При дальнейшей работе с текстом, дети без труда переводили предложения, содержащие эти словосочетания.

СЛАЙД 10 «Метод эмпатии» (вживания) означает "вчувствование” человека в состояние другого объекта, "вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность статуи, королевы, зоопарка и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

Одним из наиболее простых  и доступных методов является метод "Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет.  Моя роль  — роль проводника, заставлять учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is Australia?

СЛАЙД 11 «Cluster-Method» (гроздь) — графический приём. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради, индивидуально, в парах, в группах.   Кластер  служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры.

Технология составления:

  • Ключевое слово;
  • Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

СЛАЙД 12 Нередко в своей практике я пользуюсь методом "Учимся вместе” (Learning Together)  Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.  Как это делать при работе с текстом

Взаимообучение происходит в группах из 3-5 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, " учитель” делает следующее:

  • Суммирует содержание абзаца;
  • Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
  • Растолковывает то, что для других осталось неясным;
  • Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
  • Даёт задание на чтение следующего абзаца.       

СЛАЙД 13 Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на одном из методов,  используемом в технологии развития критического мышления при работе со страноведческим материалом. Этот метод «Мind map» (интеллектуальная, умственная, ментальная карта, т.е.  карта памяти).  Это конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями, а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы:

- непосредственная память,

- ассоциативное мышление,

- творческое мышление.

Существуют определенные правила создания карт памяти, а именно:

1.  Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

2.  Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3.  Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4.  Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры и т. д.

5.  Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6.  Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7.  Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8.  Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

    Это простая технология записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема – в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество не ограничено, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева, и заканчиваем внизу справа.

Результат работы – индивидуальный продукт одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей. 

Рисовать карту памяти  можно на бумаге или использовать компьютер. 

Актуальной формой активизации познавательной деятельности учащихся является, на мой взгляд, написание письма. Этот приём начинаю использовать со 2 класса, конечно пока на элементарном уровне, а далее задание усложняется, так как этот вид речевой деятельности введен в экзамен по английскому языку в 9 и 11 классах. При изучении тем по страноведению много интересной информации  остаётся не применённой. И ученики пишут письма друг другу, учителю, вымышленному адресату, учитывая правила написания личного письма. Чтобы интерес к этой работе не ослабевал, я беру  как можно более обширную тематику писем и обязательно оцениваю работы по баллам, по критериям оценивания раздела С1 - письмо. Когда у учеников накапливается достаточно навыков по написанию писем, предлагаю исправить письмо с орфографическими и лексическими ошибками, а далее даю задания повышенного уровня С2 - эссе. 

Все вышеперечисленные методы, безусловно, являются интерактивными и позволяют повысить мотивацию изучения иностранного языка.

СЛАЙД 14 Итак,  лингвострановедение —это часть процесса обучения, которая не стоит на месте и ищет новые пути эффективного познания. я использую лингвострановедческий материал  для введения нового материала и практической отработки знаний, для построения системы текущего и итогового контроля, для обработки результатов.

С уверенностью можно сказать, что лингвострановедческий материал способствует увеличению интереса к изучаемому языку и созданию устойчивой мотивации, а используемые мною инновационные методики и технологии, направлены на реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов,  формированию личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и готовой самостоятельно совершенствовать свою иноязычную речевую деятельность, что востребовано в  нашем обществе  на современном этапе.

 

Библиография

 

  1. Крупко А. Г. «Лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку как фактор развивающего обучения». ИЯШ №6 – 2000г.
  2. Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого компонента на уроке// Иностранный язык в школе. -2005.-№ 5
  3. Шамов А.Н. Реализация лингвострановедческого подхода// Иностранный язык в школе. – 2003.-№ 6
  4. Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации ФГОС второго поколения http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/
  5. Гальскова Н.Д Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя - М.: АРКТИ, 2000.
  6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н.  Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: М.: Глосса-Пресс
  7. Nancy Douglas. Reading Explorer. National Geographic - Heinle, Cengage Learning, 2010.
  8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003

Презентация 
 

 

Электронный журнал
Олимпиады
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz