Вторник, 25.09.2018, 20:44
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ СОШ № 9 им.Н.К.Калашникова

Меню сайта
Телефон доверия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Сайт ГМУ

Законодательное обеспечение деятельности органов ученического самоуправления

Законодательное обеспечение деятельности органов ученического самоуправления

В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят:

1. Всеобщая декларация прав человека.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Закон РФ «Об образовании в РФ».

5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

6. Устав школы и другие локальные акты

 

1. Первый международный правовой документ — Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года).

Статья 21, имеет отношение к вопросу самоуправления.

«1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства».

Разумеется, эти положения Всеобщей декларации прав человека приняты в России, и Конституция Российской Федерации гарантирует каждому взрослому человеку эти права. Но готовить детей к реализации этих прав необходимо еще в стенах школы. Поэтому и рассматривается Всеобщая декларация прав человека как принципиальный международный нормативный акт, которым может и должно руководствоваться образовательное учреждение.

 

2. Следующий нормативный документ — Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Данная Конвенция в большей мере ориентирована именно на соблюдение прав ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации.

 «1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний». (Статья 15).

 «1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам,

в) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

г) воспитание уважения к окружающей природе». (Статья 29). 

Следовательно, при организации образовательного процесса в российской школе следует обратить серьезное внимание на «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе», а это возможно сделать прежде всего с использованием принципов реального самоуправления в общеобразовательном учреждении, когда ребенок школьного возраста включен в процесс управления общеобразовательным учреждением вместе со взрослыми (педагогами и родителями).

 

3. «Конституция Российской Федерации».

Статья 32 Конституции прямо указывает на то, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Таким образом, Конституция РФ, являясь Основным Законом страны, провозглашает и конкретизирует основные права и свободы человека на государственном уровне. Для программы ученического самоуправления важнейшим является положение о том, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, то есть распространяются на всех участников образовательного процесса. Но, с другой стороны, нужно хорошо понимать требования статьи 60 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Именно это положение Конституции требует особого педагогического подхода при подготовке подрастающего поколения для исполнения им в полном объеме всех гражданских прав.

 

4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ., является основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления.

В понятии «образование» на первое место поставлено воспитание, что особенно важно для понимания необходимости соблюдения принципа самоуправления в условиях школы. Именно воспитательный эффект в процессе образования достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс реального самоуправления, разумеется, при четком разграничении полномочий всех участников образовательного процесса.

Содержание образования требует особых отношений внутри школьного коллектива, включая ученическое самоуправление, так как «обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее самореализации» невозможно без практического участия обучающихся в этих видах деятельности.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального,духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

 

  1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями

Статья 26. Управление образовательной организацией

  1. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательнойорганизации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации),педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
  2. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления отимени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.

6.Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается. 

Электронный журнал
Олимпиады
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz